Главная страница US NAVY

Torpedoes: Mk.46, Mk.48, Mk.50

Универсальная торпеда Мk.48 состоит на вооружении attack submarines (многоцелевых подводных лодок) и Ohio class ballistic missile submarines (подводных лодок с баллистическими ракетами).
Первый вариант торпеды Мk.48 mod.1 был принят на вооружение в 1971 г., Мk.48 mod.З - в 1976 г. Производство торпед Мk 48 мод.1 прекращено в 1977 г., Мk.48 mod.З - в 1981 г. Торпеда Мk.48 mod.3 состоит также на вооружении ВМС Австралии, Канады и Нидерландов.
В ЭСУ торпеды используется 6-цилиндровый 2-х тактный двигатель мощностью 500 л.с., работающий на унитарном топливе "Otto II" и водометный движитель с двумя винтами противоположного вращения. В боевом зарядном отделении Мk.107 установлен комбинированый контактно-неконтактный взрыватель Мk.21. После выхода из ТА торпеда движется прямым курсом_в расчетную точку встречи с целью на максимальной скорости до начала работы ССН, после чего переводится в режим поиска по "змейке" на скорости 40 уз. После обнаружения и захвата цели управление торпедой и перевод ее на высокую скорость хода осуществляется по командам ССН. При стрельбе по НК торпеда может использоватьс как прямоидущая. Расчетная глубина погружени торпеды по прочности 1.200 м. Торпеда имеет систему телеуправления по проводу и акустическую активно-пассивную ССН с цифровой обработкой информации.Телеуправление Мk.48 mod.1 позволяет передавать команды управления с борта ПЛ на торпеду. Система телеуправления TELKOM торпеды Мk.48 mod.З обеспечивает двухстороннюю связь, передава на стреляющую ПЛ 14 параметров о взаимном положении торпеды и цели. Это позволяет оператору управлять торпедой в зависимости от маневрирования цели, а также повторять атаку цели в случае промаха или перенацеливать на другую. Всего для ВМС США изготовлено около 2770 торпед, из них более 1000 Мk.48 mod.З.
Мk.48 mod.5 разработана по программе ADCAP. Принята на вооружение в 1989 году. Состоит на вооружении ВМС Австралии, Канады и Нидерландов. В ЭСУ торпеды, аналогичной по принципу действи ЭСУ торпед Мk.48 mod.1-4, усовершенствован поршневой двигатель и увеличен объем топливного резервуара за счет сокращения объема аппаратуры ССН и управления, в результате чего увеличились дальность и скорость хода. С целью снижени собственных шумов торпеды оптимизированы внешние обводы. Фирмой “Хьюз Эркрафт” разработан комплект аппаратуры, позволяющий переоборудовать в Мk.48 mod.5 торпеды предыдущих модификаций ( mod.3 и mod.4 ). Планировались в 1993-95 годах модернизировать ЭСУ торпеды на основе двигателя замкнутого цикла CCAPS (Closed Cycle ADCAP Propulsion System), установить устройство шумоподавления и звукоизолировать двигательный отсек. Использована система телеуправления торпеды Мк.48 mod.3. Ведутся НИОКР по замене проводов телеуправления волоконно-оптическим кабелем. Активно-пассивная ССН имеет новую акустическую часть, включающую передатчик, устройство формирования диаграммы направленности, блок обработки сигналов и бортовую ЭВМ. Увеличен радиус реагирования ССН, повышена помехозащищенность, улучшены возможности работы ССН на малых глубинах, подо льдом, в условиях перепада температур по глубене и против ПЛ со специальным противогидролокационным покрытием. Головные фирмы - производители торпед и модернизированных комплектов “Хьюз Эркрафт” и “Westinghouse”.

Оновные ТТХ Mk.48 (ADCAP)

mk.48 (plan).gif (3029 bytes)Длина: 5.8 м
Диаметр (калибр): 21 дюйм (533.4 мм)
Вес:
1600 кг
Вес ВВ: 300 кг (500 кг)
ЭСУ: тепловая, водометный движитель
Скорость: более 60 узлов
Дальность хода: до 50 км
Глубина хода: до 1.200 м
Система наведения: активно-пассивная + телеуправление
Радиус реагирования АСН: до 3.500 м
Дальностьтелеуправления: до 18.000 м

mk.48mk.48mk.48mk.48TorpedoRoom

Мk.46 mod.0 Принята на вооружение ВМС США в 1964 г. Производство прекращено в 1966 г.
В ЭСУ торпеды используются пороховой аккумулятор давления и газовая турбина. Ввод установочных данных - электрический контактный. Взрыватель - неконтактный. Сбрoс торпеды с самолетов (при скорости полета до 740 км/час) и вертолетов осуществляется с тормозным, парашютом . После входа в воду торпеда погружается на установленную глубину первичного поиска, где включается ССН, и производит циркуляцию влево. Если при этом цель не обнаружена, торпеда проходит на прямом курсе около 450 м и повторяет циркуляцию влево. По достижении акустического контакта с целью управление движением осуществляется по командам ССН. Торпеда имеет активно-пассивную акустическую систему самонаведения, работающую на частоте 30 кГц. Всего было изготовлено 1.300 торпед, которые использовались в авиации ВМС США и были модернизированы в mod.1.
Мk.46 mod.I Противолодочная торпеда. Принята на вооружение ВМС США в 1965 г. Производство прекращено в 1969 г. Поставлялась в ВМС Австралии, Бразилии, Бельгии, Великобритании, Греции, Индонезии, Ирана, Испании, Италии, Канады, Марокко, Новой Зеландии, Норвегии, Нидерландов, Пакистана, Саудовской Аравии, Таиланда, Турции, Франции, ФРГ, Южной Кореи.
В ЭСУ торпеды используется поршневой биротативный двигатель мощностью 85 л.с., работающий на жидком унитарном топливе "Отто II". В боевом зарядном отделении установлен контактно-неконтактный взрыватель Мk.20 с радиусом реагирования 0,6 м. Ввод установочных данных - электрический контактный по многожильному кабелю. При этом вводятся:
    -    вид программы поиска ("змейка" или на циркуляции);
    -    глубина первичного поиска (40, 85, 150, 230 или 305 м);
    -    минимальная глубина хода (при. использовании с HК -15 м, авиацией и в качестве БЧ ПЛУР - 18 м);
    -    тип самонаведени (пассивно-активное, активное);
    -     генеральный курс поиска (только для программы "змейка"), 5 вариантов при использовании с НК и 12 - авиацией.
При использовании торпеды авиацией или в качестве БЧ ПЛУР автоматически устанавливаетс программа поиска и циркуляции. Возможен также ввод предельной глубины погружения. При боевом использовании авиацией и в качестве боевой части ПЛУР торпеда снабжается тормозным парашютом. Торпеда имеет активно-пассивную систему самонаведения, работающую на частоте 30 кГц. Метод пеленгования цели - фазово-амплитудный. Ширина диаграммы направленности в вертикальной и горизонтальной плоскостях на уровне 0,7 - около 20°. На мелководье и на завершающей стадии атаки предусмотрено сужение диаграммы направленности в вертикальной плоскости до 12° и запрет на сигналы, отраженные от неподвижных и малоподвижных (скорость < 5 узлов) объектов. Вероятность обнаружения цели ССН - 86%.
Мk.46 mod.2 Разработана в 1970 г. для продажи на экспорт. Производство прекращено в 1981 г. Состоит на вооружании ВМС Австралии, Бразилии, Великобритании, Турции, Италии, Израиля, Испании, Канады, Новой Зеландии, ФРГ, Франции и Южной Кореи.
Торпеда является модернизированным вариантом торпеды Мk.46 mod.1 с улучшенной программой бортовой ЭВМ и новым автопилотом. Приспособлена дл использования одиночными противолодочными вертолетами. При использовании с самолетов, вертолетов или в качестве БЧ ПЛУР торпеда снабжается тормозным парашютом. Благодаря этому она входит в воду под углом 45
° и погружается на глубину первичного поиска (40, 85, 150, 230 или 305 м. На этой глубине торпеда с включенной ССН совершает циркуляцию вправо с угловой скоростью 10°/сек до обнаружения и захвата цели, после чего управление движением осуществляется по командам ССН. В случае потери цели или захвата ложной в дальней зоне торпеда движется 5 сек последним курсом, а затем в течение 56 сек совершает циркуляцию вправо с той же угловой скоростью. Если цель не обнаружена, торпеда приводится на глубину первичного поиска и вновь начинает циркуляцию вправо. При потере цели или захвате ложной в ближней зоне (менее 770 м) торпеда движется 3 сек последним курсом, а затем .в течение 24 сек совершает циркуляцию вправо с угловой скоростью 20°/сек. Если цель не обнаружона, торпеда проводится на глубину первичного поиска, где начинает циркуляцию вправо с угловой скоростью 6,5°/сек. При стрельбе из ТА НК торпеда погружается на глубину первичного поиска и проходит на этой глубине заданное расстояние, совершая "змейку" с углом отворота + 45° относительно генерального курса. Если по прохождении заданного расстояния цель не обнаружена, торпеда начинает маневрировать так, как указано выше. Торпеда имеет активно-пассивную ССН, работающую на частоте 30 кГц. Метод пеленгования цели - фазово-амплитудный. Частота посылок в режиме поиска и дальнего наведения (более 770 м от цели) - 0,51 Гц, на расстоянии 220-770 м до цели 0,8 Гц, менее 220 м - 2 Гц. Кроме того, на расстоянии до цели 110 м и менее снижается мощность излучения. Торпеда разработана фирмой "Элиент Тексистемз"("Ханиуэлл"). Всего произведено около 3,3 тыс. торпед, большая часть из них переоборудована в Мk.46 mod.5.
Mk.46 mod.4  Используется в качестве боевой части противолодочной якорной мины Мk.60 “Captor”. Принята на вооружение в 1976 г. Производство прекращено в 1987 г.
Торпеда Мk.46 mod.4 представляет собой Мk.46 mod.2, доработанную для установки в корпусе мины “Captor”. Торпеда помещается в контейнер, который является корпусом мины и вместе с торпедой имеет положительную плавучесть. При срабатывании дежурного (пассивного акустического) канала мины крышка контейнера отстреливается и включается ЭСУ торпеды. Торпеда приводится на заданную глубину первичного поиска, на которой маневрирует так же, как торпеда Мk.46  mod.2 при ее использовании с тормозным парашютом. Характеристики активно-пассивной акустической ССН торпеды такие же, как у ССН Мk.46 mod.2. Торпеда выпускалась фирмой “Alliant Techsystems”(“Ханиуэлл”). Всего произведено 3500 штук. В 1989 году создан модернизированный вариант (Мk.46 mod.6) с использованием ССН и блока управления от Мk.46 mod.5.
Мk.46 mod.5 “Neartip”  Противолодочна торпеда. Принята на вооружение в 1979 г. Разработана по программе NEARTIP (Near-Term Improvement Program). Состоит также на вооружении ВМС стран НАТО, Австралии, Бразилии, Индонезии, Ирана, Израиля, Марокко, Новой Зеландии, Пакистана, Саудовской Аравии, Тайваня, Таиланда, Турции и Японии.
По конструкции торпеда Мk.46 mod.5 аналогична торпеде Мk.46 mod.1 и mod.2, которые могут быть переоборудованы в mod.5 специальными модернизационными комплектами аппаратуры, разработанными и выпускаемыми фирмой “Alliant Techsystems” (“Ханиуэлл”), включащими новую или модернизированную ССН (антенну, передатчик и приемник), блок управления и ЭСУ. ЭСУ торпеды Мk.46 мод.5 в отличие от mod.1 и 2 двухскоростная. Поиск цели ведется на пониженной скорости, а после захвата цели торпеда переходит на полную и атакует цель. Благодаря этому увеличена длительность поиска на 30-50%, а также снижает уровень ее собственных шумов. Контактно-неконтактный (электромагнитный) взрыватель обеспечивает подрыв БЧ при острых углах встречи с целью. Активно-пассивная ССН с цифровой обработкой информации способна обнаруживать ПЛ со специальным противогидроакустическим покрытием. Благодар применению бортовой ЭВМ, снижению собственных шумов торпеды, изьенению формы сигнала и логике его обработки увеличилась дальность реагирования ССН и повысилась помехозащищенность. Стоимость одной торпеды в ценах 1992 г 200.000 долларов.

mk.46 (plan)Оновные ТТХ Mk.46 mod.5

Длина: 2.7 м
Диаметр (калибр): 12.75 дюйма (324 мм)
Вес:
230 кг
Вес ВВ: 44 кг (500 кг)
ЭСУ: двухскоростная теплова (однокомпонентное топливо "Otto II")
Скорость: 45 (25) узлов
Дальность хода: до 11 км
Глубина хода: 6 - 600 м
Система наведения: активно-пассивная
Радиус реагирования АСН: до 1.600 м

mk.46mk.46mk.46 )mk.32mk.46mk.46

Противолодочная торпеда Мk.50 "Барракуда" принята на вооружение ВМС СШA в 1993 г. Паротурбинная ЭСУ замкнутого цикла SCEPS разработанная фирмой “Гаррет”, использует тепло экзотермической реакции расплавленного лития и гексафторида серы. Она состоит из тороидального теплообменника c литиевой батареей и форсунками окислителя, рабочей турбины, конденсатора, питающего насоса, резервуара с окислителем, блока управления, понижающего редуктора и водометного двигателя с двумя винтами противоположного вращения. Установка обладает высокой мощностью (300 л.с.) при низком уровне собственных шумов и обеспечивает высокую скорость и дальность независимо от глубины хода. Боевая часть mod.1 торпеды - кумулятивная. Ведется разработка тандемной БЧ mod. 2, поступление на вооружение ожидалось в 1996 г. Система наведения активно-пассивная ССН торпеды Мk.50 с цифровой обработкой данных бортовой ЭВМ на базе микропроцессоров АN/АYК-14 обеопечивает высокую пoмexoзaщищeннocть и обнаружение цели в сложных гидрологических условиях (в районах с малыми глубинами и резким перепадом температур по глубине, подо льдами). В бортовой ЭВМ зарезервированы возможности усложнени программы поиска и атаки цели.

mk.50 (plan)Основные ТТХ Mk.50

Длина: 112 дюймов (2846 мм)
Диаметр (калибр): 12.75 дюймов (324 мм)
Вес: 350 кг
Вес ВВ: 45 кг
ЭСУ: тепловая, водометный движитель
Скорость:
55-60 узлов
Дальность хода: до 20 км
Глубина хода: до 1.200 м
Система наведения: активно-пассивна акустическая
Радиус реагирования АСН: до 2.700 м

mk.50mk.50