Page 2

1    2


В нашей стране осознали ценность десантных КВП значительно раньше. Советский Союз имел серьезный опыт в создании этой техники. Еще в 1935 году построенный под руководством В.И.Левкова трехместный катер со скегами Л-1 бодро бегал по Плещееву озеру. Спустя два года его сменил дюралевый Л-5, имевший два авиадвигателя мощностью по 890 л.с. и развивший в Финском заливе рекордную скорость 73 узла. Он соответствовал интересной комбинированной схеме, средней между скеговым и "юбочным" КВП, и мог ходить не только над водой, но и над болотами, льдом и равнинной местностью. Начавшаяся война привела к гибели всех 15 катеров, созданных к 1941 году Левковым и его КБ, что вынудило после ее завершения начать все с нуля. Однако уже к 1962 году, то есть раньше англичан, отечественным конструкторам удалось на практике реализовать свою схему КВП камерного типа с ограждением. Интересно, что даже опытные катера имели водоизмещение 22- 27 т, тогда как на Западе ограничивались макетными крохами. В те времена средств у армии и флота хватало, и, не останавливаясь на удачных опытах, в 1969 году заложили серию 27-тонных десантных катеров проекта 1205. Они сильно напоминали английские "Саундерс-Ро" и по конструкции, и по компоновке. Корабль перемещали в горизонтальной плоскости две газовые турбины, а еще одна служила для создания "подушки". Хотя советские катера имели более скромную скорость в 49 узлов, они представляли собой специализированные военные корабли, для высадки же десанта (40 морских пехотинцев) и такая скорость была вполне достаточной. Главное - в строй вступили почти три десятка "гусей" (так назвали необычный десантный катер эксперты НАТО).
Десантный катер на воздушной подушке типа "Скат" (проект 1205), СССР, 1969 г.
Водоизмещение 27 т. Длина 20,4 м, ширина 8,4 м, осадка на плаву 0,7 м. Две газовые турбины для движения общей мощностью 2340 л.с., одна газовая турбина для подъема мощностью 780 л.с., скорость 49 узлов.
Вместимость: 40 человек. В 1969- 1974 годах построено 29 единиц.
По завершении первой серии в производство тут же запустили другой, более солидный "десантник" на воздушной подушке. Проект 1206("Кальмар") по всем параметрам превосходил британский "Веллингтон". Он имел большее водоизмещение (117 т в грузу) и мог перевозить 80 человек или два легких танка на скорости 55 узлов. В 1975-1981 годах 19 "кальмаров" вошли в состав Балтийского и Черноморского флота. На Дальнем Востоке строились очень похожие на них "мурены" (проект 1206.1), отличавшиеся мощным вооружением (два шестиствольных 30-мм автомата и два гранатомета того же калибра). Вместимость составляла 130 человек или два легких танка или один Т-72.
Десантный катер на воздушной подушке типа "Кальмар" (проект 1206), СССР.1972 г.
Водоизмещение в грузу 113 т. Длина 24,6 м, ширина 10,8 м, осадка на плаву 1,1м. Две газовые турбины общей мощностью 20 000 л.с., скорость 55 узлов.
Вооружение: спаренный 12,7-мм пулемет.
Вместимость: 80 человек или танк. В 1972-1981 годах построено 20 единиц.
Десантный катер на воздушной подушке типа "Мурена" (проект 1206.1), СССР, 1985 г.
Водоизмещение пустого 91 т, в грузу 148 т. Длина 31 м, ширина 12,9 м, осадка на плаву 1,1 м. Две газовые турбины мощностью 20 000 л.с., скорость 55 узлов.
Вооружение: две шестиствольные 30-мм артустановки.
Вместимость: 130 человек или танк. Всего построено восемь единиц.

Одновременно с легкими десантными катерами на воздушной подушке в серию пошли и более мощные машины, превосходившие самый крупный английский грузопассажирский КВП "Мауэнбэттен". Корабль проекта 1232.1 ("Джейран") весил в полном грузу 350 т, а две его газовые турбины общей мощностью 36 000 л.с. (мощность эсминца второй мировой войны!) позволяли развивать до 70 узлов, хотя крейсерской считалась более скромная 50-узловая скорость. Вооружение состояло из двух спаренных 30-мм зениток, а десант включал в себя 200 солдат и два средних танка. В десантно-штурмовом варианте на борт брались 50 морских пехотинцев и четыре плавающих танка ПТ-76. Ленинградский завод "Алмаз" поставил 18 таких судов. На смену им пришел еще более совершенный "Зубр" (проект 1232.2) полным водоизмещением свыше 500 т, вооруженный зенитными ракетами, локаторами, пусковыми установками для реактивных снарядов типа "Град" и даже минами. На борт он мог принимать до 360 пехотинцев или 10 БТР. Головной "Поморник" (кодовое название "зубров" в НАТО) вступил в строй в 1988 году, еще десять кораблей удалось спустить на воду до развала СССР. Наконец, в Советском Союзе успели создать и первый в мире специализированный КВП поддержки. "Касатка" (проект 1238) при небольшом водоизмещении (90 т) имеет огневую мощь, сравнимую с возможностями "Зубра" (шестиствольный 30-мм автомат, гранатометы и две установки типа "Град"), и способна действовать в одном боевом порядке с чисто десантными КВП. В строй вошел только один такой корабль (в 1990 году).
Десантный корабль на воздушной подушке типа "Джейран" (проект 1232.1), СССР, 1970 г.
Водоизмещение стандартное 231 т. в грузу 350 т. Длина 45,5 м, ширина 17.3 м, осадка на плаву 1,3 м. Две газовые турбины мощностью 36 000 л.с., скорость 50 узлов.
Вооружение: две спаренные 30-мм артустановки.
Вместимость: 200 человек или два средних танка или четыре танка ПТ-76. Всего построено 18 единиц.
Десантный корабль на воздушном подушке типа "Зубр" (проект 1232.2), СССР,1986 г.
Водоизмещение пустого 415т, в грузу 535 т. Длина 56,2 м, ширина 22,3 м, осадка на плаву 1,5 м. Три газовые турбины для движения общей мощностью 60 000 л.с., две газовые турбины для подъема общей мощностью 20 000 л.с., скорость 60 узлов.
Вооружение: четыре установки ЗУР "Игла", два шестиствольных 30-мм автомата, две установки 140-мм НУРС.
Вместимость: до 140 человек или три танка. В 1986-1995 годах построено 11 единиц для ВМФ России и две - для ВМС Украины.
Таким образом, в нашей стране удалось создать целый флот быстроходных десантных кораблей на воздушной подушке, способный наносить мгновенные точечные удары даже в условиях насыщенной электроникой современной войны. Отечественные конструкторы и руководители флота полностью задействовали все преимущества судов нового типа как почти идеальных "перевозчиков". Ведь даже их внешняя хрупкость - кажущаяся: запас плавучести у широких "блинов" КВП значительно больше, чем у аналогичных по водоизмещению традиционных плашкоутов и барж, поскольку ничто не мешает их тщательному разделению на отсеки. Хорошо поняли советские инженеры и тот факт, что с увеличением размеров меняется не только вместимость, но и всепогодность "подушечных" средств (за счет более высокого ограждения, позволяющего заодно и лучше преодолевать препятствия), и вес новых десантных кораблей от типа к типу увеличивался.
Но даже самые совершенные КВП меркнут перед техническим воплощением еще более изящной идеи - идеи экраноплана. Если корабль на воздушной подушке все же остается кораблем, то здесь уместнее говорить скорее о потомке самолета. Принцип движения экраноплана, открытый довольно давно, заключается в том, что подъемная сила крыла резко возрастает при движении на небольшой (порядка нескольких метров) высоте над поверхностью. Поэтому такому аппарату требуется в несколько раз меньшая мощность, чем настоящему самолету. Опять-таки ясно, что наиболее предпочтительной и ровной поверхностью является вода, даже при небольшом волнении. Очевидно и то, что экраноплан с его огромной (несколько сот узлов) по сравнению с кораблем скоростью и большой вместимостью может служить отличным средством для доставки солдат и военных грузов на берег. Однако, как мы уже видели на примере КВП, при создании нетрадиционных средств "полета - мореплавания" от теории до ее практического осуществления лежит немало преград. Тем большего уважения заслуживает работа отечественных конструкторов, создавших несколько вполне боеспособных аппаратов, тогда как на Западе дело ограничивалось лишь небольшими моделями. Опыты в СССР начались еще в 1962 году с "макетом", размеры которого просто ошеломляют - вес 540 т, длина 92 м! Тем не менее он нормально летал до аварии, случившейся в 1980 году. А спустя семь лет старт принял первый десантный экраноплан проекта 902, при взлетном весе 400 т способный перевозить до 900 человек! Но для крупносерийного производства избрали более скромный вариант (проект 904 "Дракон") весом 140 т. Его испытания начались еще в 1972 году. На пяти опытных образцах устанавливалось специальное оборудование, в частности, шасси для посадки на землю и носовая аппарель для выгрузки техники, выдвигавшаяся после того, как рубка (она же кабина экипажа) откидывалась набок. "Десантники" проекта 904 могли принимать 120 морских пехотинцев или 20 т груза. Планировалось выпустить целую стаю "драконов" - 120 единиц, увы, неурядицы "перестройки" и последовавший за ней распад государства прервали процесс на стадии готовности к серийному производству. Можно только пофантазировать, какой эффект произвела бы сотня десантных экранопланов на натовских генералов. Сам факт возможности, пусть даже теоретической, доставки 15 000 человек на дальность почти в 1000 км со скоростью 190 узлов скорее всего сдвинул бы с места американский "застой" в области новой десантной техники. Наверное, последовал бы столь же дорогостоящий и технически передовой проект. Возможно, что к концу XX века десантные флоты передовых держав мира действительно напоминали бы те полуфантастические картины, которые рисовались авторами научно-популярных и технических журналов тремя десятилетиями ранее. Но с исчезновением СССР трудно ожидать полной замены традиционных десантных средств на экранопланы. Впрочем, еще труднее предсказывать перспективы развития общества, в частности, военно-морского флота в будущем тысячелетии.
Десантный экраноплан типа "Дракон" (проект 904), СССР, 1979 г.
Масса в грузу 140 т. Длина 58 м, ширина (размах) 31,5 м, осадка на плаву 1,5 м. Мощность турбовинтовой установки 15000 л.с., скорость 190 узлов.
Вооружение: спаренный 12,7-мм пулемет.
Вместимость: 120 человек или БТР. Всего построено четыре единицы.

Prev. page
Back