Page 2

1    2

        Все четырнадцать канонерских лодок II класса, вооруженных двумя нарезными 152-мм орудиями, строились на немецких верфях в 1860 году, имели при водоизмещении 237 т длину 33 м, ширину 6,7 м, среднее углубление 2 м и развивали скорость около 7 узлов. Они оказались неповоротливыми, неустойчивыми и в плохую погоду лишь с трудом могли стрелять из своих орудий. Неспособные к дальним морским переходам, эти канонерки в мирное время использовались для защиты портов и побережья.
        Боевой опыт войны потребовал от немцев перевооружения   канонерок. На лодках 1 класса разместили в носу и на корме усовершенствованные 88-мм пушки, а в середине - одно 152-мм орудие. На лодках II класса установили по одному 152-мм орудию на поворотной платформе и превратили их в плавучие батареи для защиты фарватеров. Одновременно с перевооружением старых  канонерок приходилось думать и о проектировании новых лодок для нужд береговой обороны.
        В начале 1870-х годов большое впечатление на специалистов по береговой обороне произвела английская канонерка "Рендел", построенная в 1868 году. Она предназначалась не для действий против неукрепленного берега, как прежние канонерские корабли, а для борьбы с вражескими эскадрами, вторгшимися  в прибрежные воды. В сущности, "Рендел" была просто плавучим лафетом для тяжелого орудия. Интересно, что наводилось оно на цель вместе с канонеркой - так нацеливает свое оружие торпедный катер. При этом сам корабль был лишен брони, его единственной "защитой" оставались лишь малые размеры да способность укрываться от противника  на мелководье, недоступном эскадренным броненосцам противника.
        Первой после Англии стала строить канонерки нового типа Голландия, потом пришла очередь России, где лодки "Ерш" рассматривались даже как серьезная альтернатива "поповкам". В самом деле, при водоизмещении 358 т "Ерш" сидел в воде всего на 2 м и мог нести ОДНО 280-мм орудие со скоростью 8 узлов. Бронированная же "поповка" "Новгород" при водоизмещении 2670 т несла лишь ДВА 230-мм орудия
со скоростью 6 узлов. Но если учесть, что "Новгород" стоил в ДВАДЦАТЬ раз дороже "Ерша", то нетрудно понять, что за те же деньги вражеской эскадре, вторгшейся в русские воды, можно было противопоставить вместо одной "поповки" с ее двумя пушками двадцать канонерок с двадцатью такими же орудиями! Вопрос был лишь в том, как будет вести себя малое суденышко при выстрелах.
        В октябре 1874 года в свежую погоду "Ерш" вышел к Толбухину маяку и приступил к стрельбам. Были сделаны три выстрела с уменьшенным зарядом, после чего приступили к основному испытанию орудия. "Боевые выстрелы были выдержаны лодкой без всяких сотрясений и малейших аварий, - писала об испытаниях газета "Кронштадтский вестник". - Станок лодки также превосходно выдержал эту настоящую боевую пробу на сравнительно большом волнении. Ни одна гайка станка не сдвинулась со своего места, а компрессоры удерживали орудие в точке, и отдача как при первом, так и при последнем выстреле не превышала 56 дюймов".
        "Ерш" послужил прототипом большой серии русских канонерских лодок нового типа. Головным кораблем стала неброненосная канонерская лодка Балтийского флота "Дождь" (21), спущенная на воду в 1879 году. За ней на протяжении двух лет сошли на воду остальные семь кораблей.
Канонерская лодка "Дождь", Россия, 1879 г.
Заложена в Петербурге на Галерном островке 18 сентября 1878 г., спущена на воду 9 октября 1879 г., вступила в строй а 1880 г. Водоизмещение 450 т, мощность паровой машины 445 л. с., скорость хода 9,8 узла. длина между перпендикулярами - 33.5. ширина - 10,5, Среднее углубление -2,1 м.
Бронирования нет, вооружение - одно 280-мм орудие. Всего построено восемь кораблей, несколько различавшихся по водоизмещению, мощности машин и вооружению: "Дождь", "Туча", "Вихрь". "Бурун", "Буря", "Град", "Гроза" и "Снег".
        Немцы также решили воспользоваться английской идеей. При разработке системы обороны западного побережья Шлезвига - провинции, лежавшей в основании Ютландского полуострова, - а также устьев рек Эльба, Везер, Иде и Эмс, которые изобиловали выдающимися далеко в море песчаными банками, они создали канонерские лодки с осадкой не более 3 м с одним 305-мм орудием. Но в отличие от англичан решили основательно бронировать эти корабли и установить орудие на поворотную платформу. Так появились броненосные канонерские лодки типа "Веспе". Головной корабль сошел на воду в 1876 году, а спустя пять лет в строю немецкого флота уже находилось 11 таких лодок.
        Борт "Веспе", возвышавшийся кед водой на 0,6 м, от носа до кормы был защищен броней, опускавшейся на один метр ниже ватерлинии. Толщина брони достигала в носовой части 203 мм и уменьшалась к корме до 102 мм. 305-мм орудие на станке с поворотной платформой размещалось позади открытого дугообразного бруствера, покрытого 203-мм броней. Ось пушки находилась на 3,4 м выше ватерлинии и располагалась относительно бруствера так, чтобы можно было поражать миноноски, приблизившиеся к кораблю почти вплотную. Все одиннадцать кораблей вступили в строй к 1881 году.
Броненосная канонерская лодка "ВЕСПЕ", Германия, 1876 г.
Водоизмещение -1109 т, мощность паровой машины -700 л. с., скорость хода - 9-10 узлов. Длина между перпендикулярами -44, ширина -11, среднее углубление -3,1 м. Бронирование: бортовой пояс - 203-102, бруствер - 203, палуба - 50 мм.
Вооружение: 1 305-мм орудие, 2 скорострельные пушки. Всего построено одиннадцать кораблей: "Веспе","Випер","Бине", "Скорпион", "Мене", "Хамелеон", "Базилиск", "Крокодил", "Наттер", "Саламандра", "Хоммель".
        Для обороны балтийского побережья в Германии в 1884 году построили две однобашенные броненосные лодки "Бремзе" (22) и "Бруммер". В конструкции этих лодок немцы применили бронепалубный принцип защиты. Бортовой брони на них не предусматривалось вовсе, над жизненно важными частями простиралась стальная броневая палуба толщиной 63 мм, находившаяся ниже грузовой ватерлинии. Корабль имел также пояс коффердамов - глухих отсеков, заполненных пробкой. Это считалось надежной защитой от вражеских снарядов. Основания вентиляционных, дымовых и подачных труб были защищены броневыми листами, легкое бронирование укрывало также боевую рубку и носовую артиллерийскую башню.
Башенная   броненосная   лодка "Бремзе", Германия, 1884 г.
Водоизмещение -866 т, мощность паровой машины 1500 л. с., скорость хода -15 узлов, длина между перпендикулярами - 62 ширина - 8,5, среднее углубление -3,2 м. Бронирование: палуба над жизненно важными частями длиной 32,8 м и толщиной 63 мм.
Вооружение: 1 210-мм орудие, 1 127-мм орудие, 8 скорострельных пушек. Всего построено два корабля- "Бремзе" и "Бруммер".
        Артиллерия "Бремзе" состояла из одного 210-мм орудия в носовой башне с углом обстрела 300° и одного 127-мм орудия на поворотной платформе в корме с углом обстрела 270°. Кроме того, имелось 8 скорострельных пушек в бортовых спонсонах. Помимо артиллерийского   вооружения, на "Бремзе" было и торпедное: в носовой части располагался подводный торпедный аппарат, а в кормовой - надводный.
        Таковы были корабли, с которыми Германия включилась в "игру" империалистических держав, начавших проводить пресловутую "политику канонерок".

Prev. page
Back