АМУРСКИЕ МОНИТОРЫ
Китайско-Восточная железная
дорога, принадлежавшая Советскому Союзу, была захвачена 10
июля 1929 года. Исполнителями этих провокационных действий стали гоминьдановская
военщина и русские белогвардейцы, осевшие на территории Китая, а также
подстрекавшие их японские и американские империалисты. Одновременно с этим
противник стал стягивать трехсоттысячную армию к границам Забайкалья, Приамурья
и Приморья. В ответ на советскую ноту от 14 июля 1929 года белокитайцы
стали обстреливать наши пароходы и прибрежные населенные пункты, совершать
налеты на советские заставы, патрули и сторожевые охранения, пускать в
Амур плавающие мины из его притока реки Сунгари. Конечно, эти вылазки получали
немедленный отпор со стороны Особой Дальневосточной армии и Амурской флотилии,
но провокации не прекращались. И тогда советское командование решило нанести
удар по главным силам врага, сосредоточенным в устье Сунгари и у города
Лахасусу.
Этот город и близлежащие
деревни, в которых засела китайская морская пехота и части 9-й пехотной
бригады, представляли собой сильно укрепленный район с мощными огневыми
сооружениями: окопами, блиндажами, артиллерийскими батареями
и бомбометными установками. На рейде Лахасусу стояли корабли Сунгарийской
флотилии - крейсер "Киан-Хын", три канонерские лодки "Ли-Дзи", "Ли-Суй"
и "Дзян-Пин", пять вооруженных пароходов "Дян-Пай", "Дян-Най", "Дян-Тай",
"Дзянь-Тунь" и "Дзян-Ань", вооруженный транспорт "Ли-Чуань" и плавучая
несамоходная батарея "Дун-И". В общей сложности на них находилось три 120-мм
орудия, четырнадцать 76-мм пушек, восемь 47-мм и четырнадцать
20-мм автоматов, одна 40-мм зенитка и двадцать два бомбомета. Для защиты
рейда китайцы выставили минное заграждение в устье Сунгари, а в двух протоках,
соединяющих Амур и Сунгари, поставили минные банки и боновые заграждения.
Кроме того, у входа в протоки стояли готовые к затоплению баржи, груженные
камнями.
Этим силам командование
Амурской флотилии противопоставило четырнадцать кораблей - мониторы "Ленин",
"Свердлов", "Сунь-Ятсен" и "Красный Восток"; канонерские лодки "Пролетарий",
"Красное знамя" и "Бурят", бронекатера "Пика", "Копье", "Барс" и другие.
Перед ними была поставлена задача: уничтожить белокитайские корабли и обеспечить
высадку и продвижение десанта. 9 октября 1929 года был подписан приказ
- начать операцию 11 октября и провести ее в небывало короткий срок - в
24 часа!
В ночь на 12 октября советские
корабли подошли к устью Сунгари и стали на якоря согласно диспозиции. В
6.12 с флагманского монитора "Ленин" прогремел первый залп, вслед за ним
открыли огонь "Свердлов", "Сунь-Ятсен" и канонерские лодки. Тем временем
"Красный Восток" обстреливал береговые укрепления и батареи противника.
Китайская корабельная и береговая артиллерия тут же ответила довольно метким
огнем: мониторы "Ленин" и "Сунь-Ятсен" вынуждены были сняться с якоря и
продолжать бой на маневре.
Первым добился
боевого успеха "Свердлов", который несколькими залпами накрыл и потопил
канонерку "Ли-Дзи", потом "Ли-Суй". От его снарядов начался пожар на пароходе
"Дян-Пай". От близких разрывов вражеских снарядов, а также от интенсивного
огня собственных орудий на "Свердлове" вышло из строя электроснабжение.
Недра корабля погрузились в темноту, остановились механизмы боевого питания.
Но высокий боевой дух и выучка экипажа спасли положение: прислуга артиллерийских
погребов быстро перешла на ручную подачу боеприпасов в башни, и стрельба
не прекращалась ни на минуту.
Подавив за первые двадцать
минут боя вражескую береговую батарею, монитор "Красный Восток" перенес
огонь на китайскую канонерку "Дзян-Пин", на ней вскоре раздался сильнейший
взрыв. Тем временем монитор "Сунь-Ятсен" двумя снарядами поразил пароход
"Дян-Пай", на котором взорвался пороховой погреб. Охваченный пламенем корабль
пошел ко дну, а артиллеристы "Сунь-Ятсена" перенесли огонь на плавучую
батарею "Дун-И" и через несколько минут заставили замолчать ее орудия.
Не выдержав накала боя, уцелевшие корабли противника обратились в бегство;
стали уходить вверх по Сунгари, а с советских кораблей на вражеский берег
хлынули волны десанта. Поддержанные огнем корабельной артиллерии, наши
войска ворвались в Лахасусу. И вскоре на улицах города завязался бой.
Задание командования было
выполнено в срок: к восьми часам утра - к моменту подъема флага - Сунгарийская
флотилия была почти полностью уничтожена, а к 15 часам пали город и крепость
Лахасусу.
Однако этот урок не пошел
белокитайцам впрок. Отказавшись от предложения Советского правительства
мирно решить конфликт, они стали накапливать силы в другом укрепленном
районе, близ города Фугдин, где собрались остатки Сунгарийской флотилии,
бежавшие из Лахасусу, - крейсер "Киан-Хын", три вооруженных парохода -
"Дян-Най", "Дзян-Тунь" и "Дзян-Ань" и вооруженный транспорт "Ли-Чуань".
Что касается сухопутных сил, то противник сосредоточил в Фугдине больше
войск, чем было в Лахасусу, рассчитывая напасть на советские границы с
наступлением холодов, когда Амур покроется льдом и наши корабли уйдут на
зимовку в Хабаровск.
Разгадав этот замысел, советское
командование решило разгромить Фугдинский укрепленный район до наступления
ледостава. В течение трех дней корабли Амурской флотилии и войска Особой
Дальневосточной армии должны были нанести удар по Фугдинской группировке
и ликвидировать опасность нападения на Советский Союз. Для выполнения операции
составили две группы кораблей.
29 октября тральщики очистили
от мин вход в Сунгари, и на следующий день в 5.30 первая - ударная - группа
медленно двинулась за тральщиками вверх по реке. Следом за ней шел "Ленин",
который успешно высадил десант в Лахасусу.
Вторая группа начала движение
в 8.45 К 15 часам 30 октября советские корабли остановились у заграждения
из семи затопленных барж и двух пароходов, между которыми командир
бронекатера "Барс" обнаружил, однако, проходы. Но в связи с быстро наступавшей
темнотой флотилия стала на якорь. На рассвете следующего дня катера разведали,
а тральщики расчистили проходы, и корабли двинулись вперед. Пока высаженные
на берег войска вели ожесточенные бои за Фугдин, наши мониторы и канонерские
лодки уничтожили последние остатки Сунгарийской флотилии и обрушили
шквал огня на вражеские береговые укрепления. Огневые точки были подавлены,
войска выбиты из окопов и обращены в бегство, а остатки капитулировали.
К 20 часам советские войска заняли весь город, и корабли получили приказ
немедленно возвратиться в Хабаровск.
Советское правительство
высоко оценило боевые заслуги моряков-амурцев. Орденами боевого Красного
Знамени были награждены 59 командиров и краснофлотцев, а 20 мая 1930 года
за отличные действия по разгрому белокитайцев этой награды удостоили и
всю Амурскую флотилию. Но славный боевой путь флотилии еще не был закончен:
кораблям, построенным на отечественных верфях в начале XX века, предстояло
еще участвовать в сражениях Великой Отечественной войны...
Русский военно-морской флаг
на Амуре впервые был поднят 14 мая 1854 года на вооруженном
пароходе "Аргунь". Это судно принадлежало морскому ведомству, которое занималось
изучением реки и наблюдением за судоходством на ней. В 1897 году для охраны
пограничной полосы Амурского бассейна создали Амурско-Уссурийскую казачью
флотилию, состоявшую из пароходов "Атаман" и "Казак Уссурийский", парового
катера "Дозорный" и барж "Булава" и "Лена". Лишь в 1903 году, незадолго
до начала русско-японской войны, был положительно решен неоднократно поднимавшийся
вопрос о постройке специально для Амура речных канонерских лодок. Выполнение
этого заказа поручили Сормовскому заводу.