Page 2

1    2

        На первый взгляд постановка мин с боевых кораблей имела массу преимуществ: не надо было строить специальные заградители; в случае опасности крейсер или эсминец мог бы постоять за себя или, при значительном превосходстве противника в силе, быстро ретироваться. Однако имелись и свои недостатки. Перегруженный минами боевой корабль имел плохие мореходные качества и заметно терял в скорости. Часть его вооружения не могла использоваться, так как палуба была загромождена минами. Да и вообще вести бой в таком состоянии было слишком рискованно - достаточно одного осколка, попавшего в опасный груз, чтобы корабль взлетел на воздух. При сильном ветре и волнении минная постановка с открытой палубы становилась делом небезопасным, если вообще возможным. Мины приходилось сталкивать вручную, тогда как в закрытых от бурного моря палубах минзагов специальной постройки обычно имелся механический привод. Даже крейсер редко мог принять свою сотню мин (приходилось для облегчения разгружать кормовые погреба боезапаса), но и это количество вдвое-вчетверо уступало нагрузке обычного большого мореходного минзага.
        Немцы попытались преодолеть хотя бы часть этих противоречий, создав крейсера-заградители "Бруммер" и "Бремзе" (водоизмещение 4400 т, скорость хода 28 узлов, четыре 150-мм орудия, две 88-мм зенитки, два торпедных аппарата, 400 мин). Эти удачные корабли, вошедшие в строй в 1917 году, закончили свою карьеру на дне британской базы в Скапа-Флоу, где 21 нюня 1919 года "покончил самоубийством" интернированный немецкий флот, организованно открыв кингстоны по команде флагмана.
        Наконец, третий элемент немецкой минной мощи составили многочисленные вспомогательные минные заградители. Наиболее быстроходными из них были бывшие суда компании "Гамбург-Америка Лайн" - "Кенигин Луизе" и "Кайзер". После гибели первого из них "Кайзер", как и "Альбатрос", был переброшен с Северного моря на Балтийское. Туда же отправился и переоборудованный в минзаг железнодорожный паром "Дойчланд".
Вспомогательным минный заградитель "Кенигин Луизе", Германия. 1914 г.
Водоизмещение 2160 т, мощность машин 6500 л.с., скорость хода 20 узлов. Длина наибольшая 94,0 м, ширина 12,2 м, среднее углубление 3,3 м. Вооружение: две 37-мм револьверные пушки, 200 мин. Построен на заводе "Вулкан" в Штеттине. Потоплен 6 августа 1914 года в первом же боевом походе.
Вспомогательный минный заградитель "Дойчланд", Германия, 1914 г.
Бывший железнодорожный паром, построен в 1909 году, переоборудован в минзаг в 1914-м. Водоизмещение нормальное 4200 т, суммарная мощность двух паровых машин тройного расширения 5000 л.с., скорость хода 16,5 узлов. Длина наибольшая 113,8 м, ширина 16,3 м, среднее углубление 4,9 м.
Вооружение: восемь 105-мм орудий, 420 мин. Два железнодорожных парома этого типа. "Дойчланд" и "Пройссен", просуществовали до второй мировой войны; в 1940 году "Дойчланд" был оборудован в качестве транспорта вторжения для операции "3еелеве" (планировавшийся десант в Англию) и переименован в "Штральзунд". После войны оба были перестроены в грузопассажирские теплоходы и долгое время служили в составе советского Дальневосточного морского пароходства под названиями "Анива" и "Крильон".
        Самым большим вспомогательным заградителем стал бывший лайнер "Берлин". Этот корабль размерами с настоящий дредноут совершил только один боевой поход в октябре 1914 года, но на поставленных им в Северном проливе (между Англией и Ирландией) минах подорвался и затонул британский дредноут "Одойшиес" - самая крупная жертва этого вида оружия в первой мировой войне.
        Мины получили на вооружение и многие вспомогательные крейсера-рейдеры, вне зависимости от того, числились ли они, как "Метеор", вспомогательными минзагами или официально не имели к ним никакого отношения. Наиболее сильно вооруженный (семь 150-мм орудий, два торпедных аппарата и гидросамолет) рейдер "Вольф-II" принял также 465 мин, которые расставил по всему свету: у Кейптауна на южной оконечности Африки, у берегов Индии и Цейлона и даже возле австралийских портов! Не ограничившись этим, командир "Вольфа" переоборудовал захваченный им английский пароход "Турителла" во вспомогательный заградитель "Илтис", который поставил 25 мин в Аденском проливе. Англичане потеряли немало сил и средств, чтобы разыскать и уничтожить эти заграждения.
        По сравнению с кайзеровским флотом минные силы союзников Германии - Австро-Венгрии и Турции - выглядели куда более скромными. Австрийские конструкторы разработали удачный минный заградитель "Хамелеон" (18), имевший при небольшом водоизмещении закрытую минную палубу с кормовыми лацпортами и обладавший всеми преимуществами специально построенных кораблей этого класса. Но он был единственным боеспособным минзагом: остальные три - "Дромедар", "Саламандер" и "Базилиск" - представляли собой маленькие (175-320 т) старые пароходы, которые могли развивать скорость до 10 узлов. Неудивительно, что австро-венгерские минные силы продержались всю войну "в тени". Положение усугублялось плохим качеством производимых в "двуединой монархии" мин: из выставленных в начале войны около трети не продержалось на своих местах и четырех месяцев.
Минный заградитель "Хамелеон", Австро-Венгрия, 1913 г.
Водоизмещение проектное 1100 т, мощность двух четырехцилиндровых перовых машин 5500 л.с., максимальная скорость на испытаниях 20,8 узла. Длина наибольшая 87,1 м, ширина 9,2 м, среднее углубление 2,7 м.
Вооружение: четыре 90-мм орудия (из них два зенитных), 300 мин типа С-12. После окончания первой мировой войны был продан на металл в Италию.
        Турецкий флот, руководимый германскими офицерами, многое перенял у своих учителей. В частности, им также была предпринята "минная атака" против русских портов Черного моря, в которой участвовали как германский крейсер "Бреслау", так и вспомогательные минзаги. В число последних вошло бывшее посыльное судно "Зухаф" (640 т) и 7 древних пароходов, прослуживших к 1914 году по 25-40 лет. Самым крупным из них был 'Гиресун" (3056 т брутто), а наилучшим - бывший английский спасательный буксир "Уоррен Хейстингс", названный "Интибах" (616 т брутто, 12 узлов, одна 76-мм пушка, 50 мин). Турецкое командование довольно широко использовало эти допотопные минзаги, два из которых -"Нилуфер" и "Самсун" - в ходе боевых действий погибли.
        Прославился единственный относительно современный турецкий заградитель "Нусрет", вступивший в строй в 1912 году. Этот маленький корабль водоизмещением всего 365 тонн и длиной 40 м, имевший скорость 15 узлов, не имел ни закрытой минной палубы, ни специального оборудования, за исключением стрелы для постановки своих 40 мни, однако на его долю выпал, пожалуй, самый большой успех для минных сил всех стран в первой мировой войне. Выставленное им в бухте Эренкиой заграждение оказалось роковым для англо-французской армады, пытавшейся прорваться через Дарданеллы. 18 марта 1915 года на нем подорвались и затонули три броненосца - английские "Иррезистебл" и "Оушн" и французский "Бувэ", а также был поврежден линейный крейсер "Инфлексибл". "Нусрет" находился в строю 46 лет и был исключен из списков турецкого флота только в 1958 году.

Prev. page
Back