Page 2

1    2

        Этот проект и подсказал Морскому министерству идею снабдить приспособлениями для постановки мин два из четырех грузовых транспортов, по программе 1895 года предназначавшихся для портовых надобностей. Однако из-за загруженности заводов планы остались нереализованными. Лишь в 1901 году решили построить универсальный транспорт, но не по типу "Буга", а со съемными миннопостановочными приспособлениями, которые в мирное время можно было бы хранить на берегу.
        Спроектированный по этой идее минный транспорт "Волга" (5) заложили в Новом Адмиралтействе в Петербурге весной 1903 года, летом 1905-го он прошел испытания, показавшие необходимость уширения корпуса в средней части, что и сделали в 1907 году.
Минный транспорт "Волга", Россия, 1904 г.
Развитие минных транспортов типа "Буг". Строился в Петербурге, вступил в строй флота в 1908 году. Водоизмещение 1711 т, мощность паровой машины тройного расширения 1600 л. с., скорость хода 13 узлов. Длина наибольшая 64,6 м, ширина 11,9 м, среднее углубление 4,2 м.
Вооружение:  четыре 47-мм  пушки, 247 мин.
        Минный транспорт "Буг", присоединившийся к легендарному "Очакову" во время Севастопольского восстания 15 ноября 1905 года, под угрозой обстрела канонеркой "Терец", остававшейся на стороне царского правительства, был затоплен своей командой в Южной бухте. Через два года его подняли и переоборудовали в маячный транспорт. В 1915 году "Буг" числился посыльным судном, в 1916 - сетевым заградителем. В гражданскую войну белогвардейцы пытались использовать его в качестве вспомогательного крейсера, но посадили на камни. Корабль затонул на небольшой глубине, был поднят и в 1924 году сдан в металлолом.
        Более чем на двадцать лет пережил своего собрата "Дунай". До Октябрьской революции он продолжал нести службу минзага. В 20-е годы корабль, получивший название "1 Мая", использовался сначала как минный заградитель, а затем был переведен в класс гидрографических судов. В 1932 году его переименовали в "Гидрограф". Погиб он в ноябре 1941 года, отражая налет фашистской авиации.
        "Волга" активно воевала в первой мировой войне, в апреле 1918 года участвовала в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота, действовала против мятежных фортов Красная Горка и Серая Лошадь. Пройдя несколько ремонтов, "Волга" оставалась в строю до 1944 года. Корпус ее сохранился до наших дней, и любители истории отечественного флота активно выступают за реставрацию уникального корабля.
        Первыми минными   заградителями, предназначенными для скрытной постановки активных заграждений на вражеских коммуникациях, суждено было стать "Амуру" и "Енисею", но в 1895 году, когда разрабатывалась программа их строительства, такого класса еще не существовало, и проектируемые корабли по старой памяти именовали минными транспортами. По проекту оба они должны были оборудоваться постановочной системой конструкции Степанова, работающей от паровых брашпилей. Но в ходе постройки от механических приводов отказались, что повлекло за собой увеличение команды на 70 человек. Для их размещения пришлось расширить полубак и соорудить полуют. Это привело к недостаточной остойчивости кораблей и вызвало необходимость установки булей на уровне ватерлинии, что снизило скорость на 0,3 узла.
        Несмотря на многократные переделки, "Амур" и "Енисей" получились удачными кораблями. В 1901-1902 годах они благополучно перешли с полным запасом мин из Кронштадта на Дальний Восток, где их предполагалось использовать, помимо прямого назначения, в качестве крейсеров и канонерских лодок-стационеров.
Минный транспорт "Амур", Россия, 1898 г.
Строился в Петербурге на Балтийском заводе по проекту В. А. Степанова. Заложен в 1898 году, спущен на воду в том же году, вступил в строй в 1901-м. Водоизмещение 2800 т, мощность двух паровых машин тройного расширения 4900 л.с., скорость 18 узлов. Длина наибольшая 92,7 м, ширина 14,9 м, среднее углубление 5,2 м.
Вооружение: пять 75-мм орудий, семь 47-мм орудий, 300 мин. Построено две единицы.
        14 мая 1904 года "Амур" в сопровождении шести миноносцев вышел на боевую постановку, имея приказ поставить заграждение в 8-10 милях от входа в Порт-Артур. Но командир "Амура" капитан 2-го ранга Ф. Н. Иванов нарушил приказ: многократно наблюдая маневрирование японских кораблей, он установил, что те, как правило, не приближаются к берегу ближе, чем на 10-11 миль. Именно на таком расстоянии он и выставил банку из 50 шаровых мин, за что по возвращении на базу получил строгий выговор от контр-адмирала Витгефта. А утром следующего дня прозвучали взрывы, подтвердившие правильность принятого Ивановым решения.
        Действия "Амура" показали, каких успехов можно достичь при активном использовании минного оружия. Ведь скольких потерь могло бы стоить русскому флоту уничтожение двух вражеских броненосцев в артиллерийском бою! Позднее при Цусиме эскадра адмирала Того получила множество попаданий русских снарядов, но ни один из кораблей не погиб. А одна-единственная постановка "Амура" оказалась более эффективной, чем многочасовая дуэль закованных в броню гигантов.
        Судьба 'Енисея" сложилась трагично. 11 февраля 1904 года из-за неисправности в автоматической вьюшке одна из сброшенных мин всплыла на поверхность. При попытке уничтожить ее не было учтено течение, и "Енисей" снесло на собственную мину. Произошел взрыв, и заградитель быстро затонул. В числе погибших был и командир "Енисея", капитан 2-го ранга В. А. Степанов, отказавшийся покинуть тонущий корабль. Храбрый офицер, талантливый инженер, создавший первую в мире автоматическую систему постановки мин, создатель "Амура" и "Енисея" был унесен на морское дно собственным детищем!
        Успешные действия минных заградителей под Порт-Артуром побудили русское командование заложить на Балтике два новых аналогичных корабля - "Енисей" II и "Амур" II (6). За основу был взят прежний проект, хотя в него внесли некоторые изменения. Минзаги типа "Амур" II вступили в строй с большим опозданием и были вооружены новыми образцами мин.
Минный заградитель "Амур" II, Россия, 1907 г.
Строился на Балтийском заводе в Петербурге. Водоизмещение 2926 т, мощность двух машин тройного расширения 4700 л. с., скорость 17 узлов. Длина наибольшая 91,4 м, ширина 14 м, среднее углубление 4, 4 м.
Вооружение: пять 1 20-мм орудий, два 75-мм орудия, восемь пулеметов, 324 мины. Построено две единицы.
        Использование старых проектов не оправдало себя и привело к снижению тактических возможностей новых кораблей. Если минзаги первой серии незначительно уступали в скорости современным им крейсерам и даже обгоняли тогдашние броненосцы, то корабли второй серии оказались существенно тихоходнее новых крейсеров и линкоров. В связи с этим в годы первой мировой воины они главным образом занимались постановкой оборонительных заграждений.
        Судьба "Амура" и "Енисея" второй серии оказалась весьма сходной с судьбой их одноименных предшественников; 4 июня 1915 года минный заградитель "Енисей", шедший из Ревеля в Рижский залив, был торпедирован немецкой подводной лодкой у мыса Рист. Командир минзага капитан 2-го ранга К. В. Прохоров отказался покинуть тонущий корабль, повторив подвиг командира первого "Енисея".
        "Амуру" выпала более долгая жизнь. 25 октября 1917 года он вошел в Неву и стал на якорь рядом с крейсером "Аврора". Амурцы штурмовали Зимний дворец, охраняли Смольный. В 1919 году корабль законсервировали и поставили на длительное хранение, потом стали использовать как блокшив, центр допризывной подготовки, базу для подводников. 21 июня 1941 года ледокол "Трувор" повел на буксире давно уже ставший несамоходным корпус "Амура" в Таллинн. Здесь на протяжении двух месяцев жили защитники столицы Эстонии - экипажи подводных лодок и катеров, морские пехотинцы, размещались некоторые подразделения тыла. А 27 августа 1941 года корпус "Амура" был затоплен советскими минерами, чтобы преградить немцам путь в Купеческую и Минную гавани. Так "Амур" II повторил судьбу первого "Амура", также уничтоженного руками русских моряков перед сдачей Порт-Артура...

Prev. page
Back